Казахстанцы остались "сладкоежками", но оздоровляют продуктовую корзину - Saudata | Товарная аналитика                

Казахстанцы остались "сладкоежками", но оздоровляют продуктовую корзину

Опубликовано: 16.10.2025 ← Вернуться к списку

Согласно исследованию 25 000 чеков из супермаркетов Казахстана в период с сентября 2023-го по сентябрь 2025-го года, напитки стали лидером проникновения в потребительскую корзину казахстанского покупателя: в летние пики они встречались в 53% чеков, но даже в периоды сезонных падений их доля по этому показателю редко опускалась ниже 40% чеков. На втором месте в этом разряде – кондитерка: 33% на пике, 30% на спаде, молочные продукты, занимающие третью строчку, на пике потребления встречаются в 30% чеков, а сезонное падение у них не столь велико – до 28%.

А вот хлебобулочные изделия за два года серьезно сдали в этом разряде: если в августе-сентябре 2024 года они встречались в 23% покупок, то в тот же сезон 2025-го этот показатель составлял 19.7%. Овощи и фрукты при этом не поднимались даже на пиках выше 20%, при этом с точки зрения представленности в корзинах покупателей лето 2025 года для этой категории продовольствия прошло хуже лета 2024-го.

 Корзина казахстанцев

При этом если выводить тройки лидеров роста и антилидера "провала" показателей по частоте упоминания в потребительских чеках, то главным лидером станет "молочка" – 1,24% роста за два года (ближайшие преследователи – мясо с 0,68% роста и овощи с 0,09%). Антилидером же по глубине падения стала "кондитерка", минус 1,46% за этот же период. На втором месте напитки и соки (-0,84%), на третьем – чай, кофе и какао, просевшие на 0,82%. Любопытно, что на фоне роста упоминаемости в чеках овощей за два года "просели" фрукты, потерявшие 0,61%, при этом овощи и фрукты казахстанцы ранее чаще брали в паре, а теперь часть покупателей сократило это "комбо" за счет фруктов. Также на 0,5% за два года снизилась "упоминаемость" в чеках хлебобулочных изделий.

 напитки в чеках

 

Больше всех пьют газировку в Алматинской области

Что касается тех сумм, которые казахстанцы тратят на различные виды продовольствия, то сейчас по суммарной доле покупок (без годовой разбивки) лидируют кондитерские изделия (15,7% от стоимостного наполнения чеков), второе место за напитками (10,4%), третья строчка у мяса (10,3%), четвертая – у молочки (8,8%).

В географическом разрезе по потреблению напитков лидирует Алматинская область, где соки, газировки, минералка и лимонады представлены в 48% чеков, меньше всего эту продукцию потребляют в Западно‑Казахстанском регионе (37%). Больше всех "сладкоежек" в Казахстане живет в Костанайской области, где кондитерка представлена в 38% чеков, а наименьшее потребление этой продукции отмечается опять же в ЗКО (32%). Молочку активнее всего потребляют жители Актюбинской области (37%), меньше всего – жители Алматинской области (25%), что связано с особенностями дистрибуции этой категории в регионе. Хлеб остается популярным в Актюбинской области (31%), в то время как в Алматинской области хлебобулочные изделия встречаются лишь в 16% чеков, что также связано со спецификой дистрибуции.

 

 покупательские привычки

 

Самая "сладкая" жизнь в Казахстане – в мегаполисах

Таким образом, ядро корзины покупательской продуктовой корзины в стране остается прежним: напитки, кондитерские изделия, молочные продукты и хлебобулочные изделия формируют основу повседневных покупок. Однако внутри этого ядра заметны структурные сдвиги: молочка стала чаще попадать в чеки, мясные продукты демонстрируют небольшой, но устойчивый рост, продажи овощей остаются стабильными и даже демонстрируют небольшой прирост. Одновременно кондитерские изделия и напитки остаются лидерами по проникновению, но постепенно снижают охват, хлебобулочные изделия, фрукты и чай/кофе/какао демонстрируют чуть меньшее снижение. Таким образом, казахстанская потребкорзина становится все более питательной, понемногу избавляясь от "эмоциональных" категорий, к которым относятся кондитерские изделия, наращивая взамен традиционную базовую составляющую здорового питания – молоко, мясо и овощи.

Правда, в региональном разрезе этот общий тренд немного варьируется: в Алматы и в Астане выше среднереспубликанского уровня проникновение в чеки напитков и кондитерских изделий, что объясняется более развитой сетью торговли и большим выбором "эмоциональных" категорий продовольствия. А вот индустриальные Карагандинская и Восточно-Казахстанская области демонстрируют более традиционную корзину, с превалированием мяса и хлебобулочных изделий в чеке. На юге же (Шымкент и Жамбылская область) в потреблении превалируют овощи и фрукты, что обуславливается их сезонной доступностью в этих регионах за счет собственного производства. На Западе же (Атырауская и Мангистауская области) корзина более "сжатая", с меньшим количеством категорий в среднем чеке, но с большей долей готовой еды.

 структура корзины

Перепечатка материалов возможна только при указании ссылки на источник: saudata.kz

Назад к новостям